Уникальный игровой эксперимент по моделированию процесса инфляции и выхода из него (автор Репина Н. А.) был проведен в детском лагере отдыха «Чайка» (Мыски) летом 1996 года. Организаторы эксперимента: коллектив мысковской экспериментальной школы № 8 (директор Фадеева М. П.) и специалисты из Красноярска и Новосибирска, сотрудничающие с этой школой. Участники мысковские, междуреченские и новокузнецкие школьники и их наставники.
Это был третий по счету эксперимент. Развивался он, как и предыдущие, в жанре триллера: были и жертвы, и преступники, что обычно в условиях инфляции. И не сразу было очевидно: «кто есть who?». Не все «ежики» до конца разобрались в этом вопросе. Но были и такие, кто понял все. Организаторы эксперимента играли, естественно, роль богов, поскольку решали вопрос вопросов: «быть или не быть?». Чему? Прежде всего самой игре. Затем… Но об этом и будет наша, нет, не сказка быль.
Сценарий былины написан в традициях современной литературы: сначала на основе идеи снимается кино, а потом по фильму пишется роман. Так и здесь. Сначала была игра, в основе которой идея, подсказанная автору Надеждой Васильевной Толмачевой. Из её вопроса «а как попадают в обращение первые бумажные деньги?» возникла технология раскрутки и сворачивания инфляции. Троекратное воплощение идеи показало, что так оно и было на самом деле. Впрочем, читайте.
Имеющий глаза, да увидит!
Н. А. Репина
В Священном Храме богов собралось множество народа. Они подписали соглашение: вступив на землю Чура, древнеславянского бога границ, отвечать за деяния и поступки свои.
Страну свою решили назвать Лимонией. И тут же всем народом избрали власть судебную и законодательную, порешив судьбу свою, не ведая о том. Президентом, да будет он жив, невредим и здрав, был избран Иван. Верховным судьёй стала Галина.
Чтобы не было путаницы, а был порядок, решили провести имущественные границы, то есть поделить права на имущество. Новоиспеченные государственные деятели объявили о проведении лотереи и аукциона. На аукционе граждане-лимонцы покупали (за российские рубли, поскольку национальных лимонских денег еще не было) права на пользование особо важными объектами: качели, веранды, радиорубка и клуб. Оставшиеся права на пользование богатствами поделили через лотерею.
Так возникли собственники: те, кто распоряжались баскетбольной площадкой, теннисными столами, бассейном, футбольным полем, телевизором и даже «головой» Владимира Ильича Ленина…
Проведя аукцион и лотерею, лимонское правительство получило рубли. Но на этих рублях инфляцию не раскрутишь. Это деньги чужие «ельцинские», «черномырдинские» или «центробанковские» одному Богу известно, чьи. Инфляцию можно сделать только на своих деньгах.
И пожелали боги создать лимонские деньги.
Президент назначил Главного Банкира Лимонии, вручив ему рублевый фонд как «золотой запас». И Государственный Банк Лимонии (то есть Банкир со своими банковскими служащими) начал печатать национальную валюту лимоны: бумаги с надписями «1 лимон», «3 лимона», «10 лимонов»...
И поскольку Банкир объявил, что будет менять 1 лимон на 500 российских рублей и наоборот, то лимонцы согласились брать в уплату за свою работу и товар лимонскую валюту с надеждой обменять ее потом на рубли и уехать за границу, в Россию.
Так в Лимонии появились самые настоящие деньги, не менее, а может, и более настоящие, чем любые другие современные доллары или марки.
В первый день Банкир свято выполнял свое обещание, меняя лимоны на рубли и рубли на лимоны.
Ближе к вечеру боги намекнули, что пора бы начинать инфляцию.
Банкир страшно возмутился, что сами боги провоцируют его на преступление: нарушение обещания. Но боги успокоили его: какие обещания? Где они зафиксированы? На лимонах никаких обещаний нет. Честное слово? Объявление об обмене в Банке? Объявление завтра сменим.
И боги уговорили Банкира сыграть подлую роль. Или это были дьяволы?
Мучили ли Банкира угрызения совести? Так ведь он только играл роль, вполне понимая, что делает на самом деле.
Тем временем обстановка в стране Лимонии вполне благоприятствовала инфляции.
Народ требовал от государства работу, чтобы обзавестись деньгами и жить счастливо. Желание его было исполнено. Президент и назначенные им начальники вовсю нанимали граждан-лимонцев на государственную службу: в полицию, на таможню, для уборки мусора, для мытья полов...
Многие лимонцы стали получать приличную зарплату и были довольны. Но не подозревали они, что Президент поручил Банкиру напечатать лимонов, не обеспеченных ни рублями, ни какими-то другими ценностями. Страшно подумать началась инфляция, а люди радовались.
События развивались, как в триллере.
...Увидев с Олимпа старания народа в налаживании обменов, явился бог Чур и произнес великую Речь о границах. И услышал народ, приняв близко к сердцу глас бога.
В это трудно поверить, но именно то, что различает людей, и позволяет им встречаться. Именно то, в чём люди различны, и делает их интересными друг другу.
Попробуйте представить себе, что было бы, если бы все люди были одинаковы, ничем бы не различались. Это было бы всё равно, что многократно размноженный один человек сам в себе, сам себе не интересный.
Различие обозначается границей, межёй. Различение влечёт за собой разграничение, размежевание: всякое различие, каким бы отвлечённым оно ни было, есть различие в чём-то определенном.
Тот, кто ограничивается определяется. Тот, кто проводит черту, межу, границу утверждает себя в своей определённости. И тем утверждает в его определённости другого, того, с кем проведена граница. Важна взаимность: определяя себя, определяешь другого, и наоборот. Только взаимное ограничение порождает обмен, делает людей друг другу нужными.
Эта взаимность и есть справедливость: признание границ другого есть основание признать собственные границы. Только тот может быть уверен в самом себе, кто поддерживает уверенность другого.
Взаимное признание, которое происходит на границе, есть уговор, договор. Только договор позволяет, устанавливая границу, признать друг друга. Такое установление границ, когда оно происходит взаимно, есть единственное основание свободы. Свободно договариваясь, признавая необходимость другого, признают свободу друг друга.
У русских купцов бытовала пословица: «Уговор дороже денег». Можно, конечно, нарушать договор ради выгоды и даже выгодно обманывать, но нарушение чужой границы, нарушение договора делает открытыми для нарушения и собственные границы. Тот, кто затоптал межу, сам становится беззащитен. И не потому, что кто-то хочет отомстить нарушителю: провоцируя чужой обман, он сам мстит себе.
Этот закон справедливости действует лучше, чем любой суд, любой надзор. Восстановление справедливости может произойти незаметно, но от того оно будет ещё более действенным. Граница, раз установленная, держит себя сама поскольку определяет действия людей на границе.
Поняли ли граждане-лимонцы, что хотел сказать им бог Чур?
И какое отношение Речь о границах имеет к инфляции?
Впрочем, Богу богово, а лимонцам лимоны.
Предприимчивые граждане решили подзаработать. И вот появились магазины, где трудовой народ мог выпить фруктовой воды и закусить вкуснейшим бутербродом. Прямо на улице можно было встретить продавца, торгующего прохладительными напитками. Особо богатые могли позволить себе завтрак в постель или кофе в койку. Консультировал психолог, работали массажисты и парикмахеры. Кто-то занимался тем, что разрисовывал людям спины за их же деньги.
Те, кто не могли обеспечить себя работой сами, настойчиво требовали её у Президента. Президент всё давал и давал народу работу, выполняя предвыборные обещания. Если лимонов в госбанке не хватало, Банкир, по указанию Президента, печатал ещё и ещё.
Были те, кто за небольшую плату делали чистыми полы в помещениях и убирали улицы, поднимая пыль высоко в небо. А в штате президента вообще была куча народу!
Важно отметить, что появилась полиция с полицейскими в большом множестве. Полицейские бдительно следили за тем, чтобы народ вовремя начинал отодвигаться ко сну. Также полицейские считали долгом заглянуть под простынь каждому гражданину и тем самым разоблачить гуляльщиков по ночам, потому что гуляльщики, по мнению полиции, ложились спать в штанах.
Была в Лимонии и налоговая инспекция, сотрудники которой долго не могли придумать, за что брать с народа налог. Придумать им удалось, но было очень мало тех, кто мог бы платить эти налоги. Предпринимателей больше всего озаботил налог на недвижимость, поскольку им приходилось платить больше, чем они зарабатывали. Несчастный бюст незабвенного В.И. Ленина был обложен таким налогом, что его хозяин быстро решил подарить его государству. И подарил.
Время шло. Лимоны печатались, дешевели. Банкир завышал реальную цену лимонов и продавал их. Народ пребывал в сильнейшем пофигизме (обманутые ограбленные не обращали внимания на то, что с ними делают), а боги созерцали с Олимпа.
Тут появились проблемы с зарубежным государством (Россией) у владелиц одного из кафе. Получилось так, что иностранцы одолжили им некоторую сумму в рублях (товаром, то есть дали коммерческий кредит), и срок возврата истекал. Пришли владелицы кафе в банк и затребовали рубли взамен на скопленные лимоны, которые в России не в ходу. Банкир призвал на помощь богов, и все до единого боги сорвались с Олимпа. И задали вопрос они хозяйкам этого кафе:
Желаете ли вы ограбить банк и вернуть свой долг или, должниками оставшись за пределами страны этой, быть ограбленными государством своим1.
На что ответили хозяйки единодушно и не задумываясь:
Конечно, пусть лучше мы ограбим банк, чем банк ограбит нас!
Блаженные боги удалились на Олимп, задумавшись, а банкиру пришлось удовлетворить желание востребовавших. А в банке осталось всего ничего рубликов, которых, если даже посчитать, больше не станет.
В это время в банке появился Безымянный Герой и поменял рубли на лимоны. Так он спас лимон от сравнения его с туалетною бумагой.
Но хозяйки дали обещание Банкиру (свидетели боги) торговать по прежним ценам. В то время, как реальная ценность лимона понизилась примерно в триста раз, в кафе цены поднялись всего-навсего раз в десять. Боги, уронясь с Олимпа, тратили обесценившиеся лимоны направо и налево, и вообще в разные стороны. В этот вечер боги выпили целое озеро лимонада, возрадовавшись весьма.
Безумие творилось у кафе2.
Кстати, в этот вечер пожелали боги ввести в эксперимент будущую валюту шарики. Через божественные игры, естественно.
А еще боги поняли своё короткое непонимание того факта, что, хотя по государству и гуляло огромное количество лимонов, никто не делал стоящих покупок в силу неимения необходимого килограмма лимонов. Тем более, что большинству и так было хорошо в стране Лимонии.
И был вечер, и было утро, и наступил-таки день следующий.
По предварительной договорённости боги обрушились на народ, слившись с ним в понимании совместных действий.
Народу сказали, что что-то было, и мягко намекнули на жёсткую необходимость ответить на вопросы, поставленные богами.
1. Кто где был и что делал? Куда делись деньги? Кто на ком нажился?
2. К кому у кого какие претензии?
3. В каком государстве народ хочет жить?
На следующий день обещали обсудить что делать, чтобы такой же инфляции, такого же грабежа не случилось боле.
Вот разделили весь народ по социальной ориентации на государство (в основном те, кто от государства кормились, но были там и те, кто за государство еще и радели Президент, Банкир, Судья...), предпринимателей (тех, кто как-то зарабатывал лимоны собственным делом) и остальной народ (который, как всегда, был сер, но мудр).
После утомительных воспоминаний и обсуждений собрались все вместе. От каждой группы выходили представители и делились обдуманным. Многое вылилось на свет. Прозрели многие. Вот, например, Банкир поведал о том, что Президента он тоже обманывал.
Предприниматели, узнав реальную ценность лимонов, расстроились не сильно, потому что больших финансовых потерь никто не претерпел.
Остальной народ особо про инфляцию не понимал и серьёзно на жизнь не обижался, потому что в начале игры в основном никто ничего не имел. Хотя были и те, кому удалось подзаработать и развлечься.
Вокруг полиции разыгралось много споров. Народ понял, что ему не совсем нравится, когда под простынь заглядывают и выясняют предназначение нательного белья, включая брюки. Ещё многие поняли, что платят зарплату полиции за то, что она берёт с них штрафы. Кто-то вообще решил ложиться спать вовремя, не выражаться и снимать головные уборы в помещении. В общем, на будущее решили обходиться без полиции. И следить за своим поведением сами. Тем более, что особо опасных рецидивистов среди лимонцев не наблюдалось.
А главное народ всё-таки понял, что он содержит то правительство, которое сам выбирает. Также содержит всех, кто получает зарплату из средств, собранных налоговой инспекцией. Возможно, что многие осознали, для чего они платили налоги.
И главное, были и такие (не многие те самые «ежики»), кто понял: то, что правительство не собирает через налоги, оно добирает через инфляцию. Не мытьем, так катаньем. Так что лучше всего, чтобы правительство было маленькое. Все равно оно решает наши проблемы за наш же счет (за неимением других источников).
Закономерно возник вопрос о необходимости существования Президента в государстве. Поскольку есть Судья, который решает вопросы о границах, зачем нужен Президент?
На следующий день отвечали на последний и решающий вопрос, поставленный богами:
В каком государстве народ хочет жить?
И решил народ избрать Консулов, которые вершили бы суд и произносили пламенные речи. Так же решили, что Консулов должно быть именно двое3, чтобы государственные дела могли быть более тщательно рассмотрены и при необходимости пересмотрены. И так как народ хотел строить наилучшее государство, то общим собранием порешили отменить налоги и принудительный труд. Консулы же, работая во благо народа Лимонии, не желали себе финансового обеспечения и трудились бесплатно4.
А чтобы не было инфляции, решили отделить банки от государства: пусть будут частные и честные. И нашлись-таки смельчаки, готовые создать такие банки и убедившие народ в своей ответственности (что они потом и подтвердили).
Вышли перед народом претенденты на посты Консулов, которых было двое (на два места). Один из них сказал о том, каким плохим было прежнее правительство и что новая власть таких ошибок допускать не будет. Другой говорил о том, как он будет преданно служить своему народу. Люди проголосовали за этих двоих может, потому, что больше кандидатов не было, может, ещё почему кто их знает? В этот же день была принята Конституция, которую создали будущие консулы в соавторстве с богом Порицаний и Прорицаний.
День следующий ознаменовал себя открытием двух банков. Теперь в государстве имели хождение две валюты. Банкиры заверили народ в своей честности и в случае банкротства обещали отвечать перед ним всем своим имуществом. Но день прошел без желаемых изменений в поведении народа он бездействовал. Погода была столь прекрасна, что никто не хотел портить её своими делами и не портил. Особые же халявщики доставали Консулов проявлением недовольства по поводу отсутствия государственной работы.
Богам стало грустно наблюдать с Олимпа это ничтожное государство. Поразмыслив, они решили встретиться с народом утром следующего дня.
И вот наутро явился народу бог по имени Психолог. Произнес он пламенную речь, полную горечи. И проникся народ. Выходили и бог Чур, и Верховная Жрица. И бог Прорицаний и Порицаний сотворил Мусориаду и прочел разгневанно для народа.
(Божественные гекзаметры)
Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос,
И на вершине Олимпа собрались блаженные боги.
Светлому взору богов открылось великое свинство:
Кучи очистков вонючих, окурков занюханных груды,
Семечек, фантиков, спичек, стеклянных осколков, бумажек
Рваных, лимонов негодных гора громоздится до неба,
Грозится с вершиной Олимпа сравняться своей высотою.
И всполошились доныне спокойные боги Олимпа,
Стали вести меж собою горечи полные речи:
«Иль не найдётся герой, что всю эту мерзость очистит,
Как когда-то Геракл конюшни Авгиевы вымел,
Воды Алфея с Пенеем запрудив, и весь навоз необъятный
Дочиста смыл со двора в морские солёные воды;
И получить он за эту работу пытался в награду
Долю десятую стад Авгиевых; царь же Геракла
Дерзнул обмануть, но его покарали блаженные боги:
Ложь, воровство и грабёж Олимпийским богам неугодны.
Но неугодна богам и грязь Лимонская. Что же,
Воды Мрас-Су и Томи повернуть нам божественной волей
И затопить этот лагерь со всем его глупым народом?»
Вот и решили боги: если Лимонское племя
Конюшни свои само не очистит в срок до обеда,
То поразит его голод и мор, и небесная кара!
Так сказал этот грозный бог Прорицаний и Порицаний, и народ стал чувствовать себя по-разному, но некоторые даже не испугались.
КОНСТИТУЦИЯ
|
А речи богов все текли и текли. Пока, наконец, не явился бог Чур с Речь о действии. И внимал ему весь народ.
Что хорошо? Что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, саму власть.
Что дурно? Все, что происходит из слабости.
Что есть счастье? Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия.
Не удовлетворенность, но стремление к власти, не мир вообще, но война, не добродетель, но полнота способностей (добродетель в стиле Ренессанса, virtu, добродетель, свободная от морали).
Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно еще помочь в этом.
Что вреднее всякого порока? деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым.
Ф. Ницше
На нашем месте в небе
должна быть звезда.
Ты чувствуешь сквозняк
от того, что это место свободно?
Б. Гребенщиков.
Речь пойдет о том, что делает существующее существующим. Нельзя говорить о том, чего нет, разве что в сослагательном наклонении, как если бы эта пища для комаров действительно была людьми. Это даже не обращение невозможно обращаться к пустому месту. Говорение о том, что делает существующее существующим, почти невозможно это всегда заклинание, которое произносится над пустым местом. Чтобы в этом месте что-то, может быть, состоялось.
То, что ещё не состоялось не занятое пустое место, кусочек плоти, едящий себя шашлык. Не занятое не в том смысле, что о нём ничего нельзя сказать, что его нельзя ощутить наоборот, его всегда очень много. Но это «много» ещё ничего не значит оно ещё ничего не делает.
Действительно только действие. Никакие благие намерения, никакое сослагательное наклонение (если бы да кабы) пустое место не закроют. Но что значит действие?.. Не просто какая-то активность, но такая, которая сама себя организует, сама заполняет собственное место, превращая его в своё, в собственность, в территорию. В то, что может иметь границу, существовать для другого, связываться и обмениваться, преодолевать вязкость и расти.
Когда дело идёт к совместной жизни, к государству и всякой другой общности, это тут же даёт о себе знать. Невозможно строить общность из того, что не существует она сама будет общностью пустых мест, привидением. Представляете себе государство с несуществующим народом? Пустое государство, государство-привидение? Я великолепно представляю, вижу каждый день просто нужно однажды догадаться, кого не существует.
Древние греки они понимали толк в государственной жизни. Они различали демос, народ, и охлос, толпу. Демос те, кто имеют право участвовать в демократии включал в себя лишь тех, кто имеет какую-то собственность, какую-то территорию, какое-то дело. То же самое понимали и древние римляне, включая в республику общее дело только тех, кто имел своё дело.
Только тот, кто имеет своё дело, может участвовать в общем древние понимали это хорошо, и созданные ими государства держались до тех пор, пока люди это понимали. Если в общее дело пускать тех, кто не имеет своего, а путается под ногами и создаёт толпу, демократия вырождается в охлократию, где командуют те, кто не имеет других дел, кроме как пошуметь.
Меня хорошо поймут те, кто пытались организовать своё дело среди толпы. Делая это, даже если ты действительно хочешь что-то предпринять, то все время спотыкаешься о тех, кто не имеет дела и денег и не хочет их иметь, кто ссылается на свою немощь, и в ком вязнешь, даже ещё не начав двигаться.
Немощь, жалость к себе заразны, и тому, кто в себе ещё не уверен, нужно сторониться подобной заразы, возможного разложения и распада.
К счастью, передаётся не только болезнь, передаётся и её сила. Пустое место, вовлечённое в какое-то движение, может оказаться такой пустотой, в которой кристаллизуется нечто, что должно было бы давно произойти, но ещё не нашло для себя, где это сделать.
Встречаясь с силой, обретаешь возможность принять то решение, к которому уже готов и которому пора произойти начать действие, сделать шаг.
Приступили к своей работе Консулы на следующий день. В их практике были самые разные случаи. Первое судебное разбирательство было над ворами.
Из протокола судебного заседания:
Истец заявляет, что пришли в магазин двое и попросили денег им отказали. Обвиняемые решили повеселиться начали приставать к продавщице.
В это же время в магазине находился знакомый продавщицы, который обнаружил пропажу пачки печенья и сообщил свои наблюдения девушке. Она тут же нашла это печенье в кармане у одного из обвиняемых.
Один из обвиняемых утверждал, что факта воровства не было, а был обычный факт заигрывания. Девушка, конечно, была шокирована подобным заявлением, но, вроде бы, ей оно понравилось.
Боги же возмутились и искусные отговорки не спасли наглых воров от справедливого наказания.
В результате обвиняемый по собственному желанию (а иначе бы он выбыл из игры по велению богов) убирал территорию ранее ограбленного магазина.
Тем временем бывший Президент мечтал свергнуть одного из Консулов, для чего собирал подписи тех, кому настоящие Консулы не нравились. Но сам становиться консулом он не хотел загадочный был человек. Так ему и не удалось никого свергнуть.
Как мы знаем, Консулы за свою работу денег не брали. И в то время, когда трудовой народ веселился на заработанные деньги, они всё равно сильно не грустили. И никто не догадался отблагодарить честных Консулов.
Теперь вечером лимонцы могли сходить в ресторан или побывать на каком-нибудь шоу. Боги начали думать, что и у людей жизнь тоже может быть весёлой и прекрасной.
Вовсю работали два частных банка. Один из них, со странным названием «ТюБа», выпускал деньги тюбики, гарантируя их размен по первому(!) требованию на 300 рублей или одну вафлю (да-да, самую обычную, только испеченную, вкусную вафлю!). Другой банк Sphaerae точно также гарантировал размен своих денег спайсов на шарики (5 спайсов= 1 шарику). Многие лимонцы оставляли эти забавные шарики себе на память, что очень радовало банкира. Эти шарики могли как-то по-волшебному желать себя людям. Наверно, потому, что их тайно подарила банкиру именно Верховная Жрица. Загадочная была история.
Нужно сказать, что инфляции действительно не было. И народ был доволен работой обоих банков.
Всё-таки получилось такое сказочное государство, в котором нет налогов, так как правительство работает бесплатно и на благо народа, потому что люди сами способны следить за собой и своим порядком, а принудительный труд запрещён.
Как обычно, такая счастливая жизнь долго продолжаться не могла. Пришло время возвращаться на историческую родину в Россию.
А далее произошло странное явление. Разъехавшись по разным другим волшебным местам, люди покинули это место, в котором появилось сказочное государство. И никто пока не знает, где теперь оно.
Возможно, когда-нибудь кто-нибудь...
Будем надеяться.