Отчет о втором эксперименте по моделированию инфляции, с которым авторы выступали на городской конференции школьников в марте 1995 года (Новокузнецк)

Моделирование процесса инфляции
и выхода из него

Тезисы

Казанцев Максим,
Широкова Анжелика,
Мысковская Элитная Школа, 11 класс.
Научный руководитель - Репина Н. А.,
ст. преподаватель кафедры философии и социологии НГИУУ


I. В современной экономической литературе, особенно в учебной, инфляция отождествляется с ростом цен ([1], [2], [3]). Происходит это потому, что обеспечение размена своих денег на товарные ценности1 (обычно, золото) со стороны эмитента путают с "обеспеченностью" их товарами на рынке. Последнее можно понимать лишь в переносном смысле, поскольку ни один продавец не возьмет на себя обязательство обеспечивать своими товарами чужие деньги.

Инфляция - это обесценение бумажных денег вследствие их чрезмерной эмиссии. Мерой при этом является не количество товаров на рынке, а способность эмитента выполнить свои обязательства, обусловленные кредитной природой бумажных денег.

Бумажные деньги - это кредитные деньги. Первыми бумажными деньгами были платежные обязательства и переводные векселя. Платежные обязательства банкиров - банкноты - получили признание и распространение и стали деньгами. Отказ банкира от своих обязательства, то есть от размена своих банкнот на обещанное количество золота, расценивалось как банкротство ([4], с. 17).

Государственная монополия на эмиссию бумажные денег позволяет госбанку уменьшать свои обязательства, не опасаясь банкротства и "заменяя" его инфляцией. Полный отказ госбанка от обеспечения размена своих банкнот [на золото] означает ликвидацию материальных пределов для их эмиссии. При отсутствии материальной меры проверить чрезмерность эмиссии можно только косвенно: по росту цен. Отсюда и возникает отождествление инфляции с ростом цен. Неправомерность такого представления подчеркивал Ф. А. фон Хайек ([5]).

Для преодоления инфляции необходимо воздействие не на последствия, а на её причины, т.е. восстановление обязательств эмитента.


II. В целях имитации процесса инфляции и выхода из него группой специалистов НКЦ "Содействие"2 (руководитель Н. А. Репина) был разработан игровой эксперимент. Эксперимент дважды разыгрывался со старшеклассниками области. Первый раз - в августе 1994 года в рамках "Бизнессмены"3 - удалось смоделировать только возникновение инфляции и её "раскрутку". Из-за ограниченности времени и недостаточной подготовки участников выход из инфляции не получился ([6]).

Второй раз эксперимент проходил в январские каникулы 1995 года при финансовой поддержке НГИУУ и АО "Сибкон". Большинство участников эксперимента - одиннадцатиклассники Мысковской элитной школы4 - были достаточно подготовлены, чтобы смоделировать выход из инфляции.

Авторы данной работы участвовали в обоих экспериментах и могут сделать следующие выводы:

  1. Инфляция - это скрытое изъятие дохода у граждан в пользу государства, т.е. это налог с неопределенной ставкой. Для того чтобы у государства не было искушения "инфляционного налогообложения", необходимо отменить государственную монополию на эмиссию кредитных денег.
  2. Отмена госмонополии на эмиссию денег означает возможность создания частных денег. Во втором эксперименте было создано два частных банка, каждый со своей разменной валютой. Эксперимент показал, что после анализа и проработки идеи частных денег у участников эксперимента не возникало технических или психологических проблем по поводу их использования. А вот банкирам, чтобы решиться на эмиссию собственных денег, потребовалась большая смелость.
  3. Обсуждение проблемы налогов вывело участников эксперимента на определение (и ограничение) функций государства, а также прав и ответственности граждан в свободном обществе. В результате была предложена простая, хорошо контролируемая налоговая система.
  4. Инфляцию технически раскрутить не трудно, но для понимающих её причины инициаторов - стыдно. Это тяжелый моральный груз, даже при готовности играть отрицательную роль.
  5. Удовольствие жить в обществе без инфляции стоит усилий, направленных на её преодоление.

Литература:

1. Экономикс: Англо-русский словарь-справочник/ Э. Дж. Долан, Б. И. Домненко. - М.: Лазурь, 1994.

2. Самуэльсон П. Экономика. - М.: НПО "АЛГОН" ВНИИСИ, 1992.

3. Прикладная экономика: Учеб. пособие для учащихся ст. классов: Пер. с англ./Junior Achievement. - М.: просвещение, 1992.

4. Стоун Д., Хитчинг К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ: Подготовительный курс/ Пер. с англ. Ю. А. Огибина и др.; под общ. ред. Б. С. Лисовика и М. Б. Ярцева. - СПб.: АОЗТ "Литера плюс", 1994.

5. Хайек Ф. Безраьботица и денежная политика. Правительство как генератор "делового цикла"//Экономические науки. - 1991. - №№ 11, 12. - 1992. - № 1.

6. Ким И. Вышел ёжик из тумана?// "Кузнецкий рабочий", 27 августа 1994 г.


Комментарии:

1 Точнее сказать: "на ликвидные самоценные товары". В 1995 году мы еще допускали такие ошибки.

2 Научно-консультативный Центр "Содействие" был в то время индивидуальным частным предприятием Е. Н. Репина. В разработке эксперимента участвовали сам Репин, психолог-культуролог И. Ю. Васильева, психолог Н. А. Ищенко, учительница экономики и терминомики Н. В. Толмачева.

3 Смена "Бизнес и дети" - мероприятие, которое регулярно проводил в то время Кемеровский областной комитет Российского Союза Молодежи под руководством Н. Алексановой.

4 В настоящее время - это мысковская средняя школа № 8.


 

Мыски 1995