Выступление учительницы начальных классов школы No 79 г. Новокузнецка
Коноваловой Евгении Венедиктовны
на районной Августовской конференции учителей 2002 года


Уроки чуродейства


Наши дети живут в стремительно меняющемся мире: люди разделились на богатых и бедных: Кризисы, банкротства, инфляция, безработица...

В стране появилось много собственников и, соответственно, границы между «твоим» и «моим». Установились определенные правила действий на этих границах. И уже недостаточно знать законы физики, математики, логики; необходимо научить детей, вооружить их знанием и пониманием законов человеческого общения, иначе эти законы им придется постигать в жизни, набивая шишки и синяки, упуская время.

Назрела необходимость в школьном предмете, где изучались бы правила человеческого общения по поводу имущественных отношений. Необходима программа для общеобразовательной школы, объясняющая эти отношения простым, понятным языком. Такая программа была разработана кандидатом экономических наук, старшим научным сотрудником НИИ Комплексных проблем гигиены и профзаболеваний СО РАМН Е. Н. Репиным и старшим преподавателем ИПК Н. А. Репиной. Называется она «Основы экономических знаний. Терминомика и экономика».

В 1997 году директор нашей школы Светлана Юрьевна Банникова заключила договор с ИПК о проведении на базе нашей школы эксперимента по этой программе. Сначала только в старших классах, а с 1998 года — и в младших.

Для начала были организованы курсы и семинары для наших учителей.

Прослушав курсы, я поняла: если бы те знания, которые я получила на лекциях, были у меня раньше, то в моей жизни было бы меньше разочарований и больше успеха. И так как каждому учителю хочется, чтобы ученики были умнее, удачливее его самого, мне захотелось преподавать этот предмет.

В начальной школе этот предмет называется «Чуродейство». Почему он так назван авторами? Чур — славянское божество межей и границ. А раз на этих уроках мы учимся взаимодействовать на этой границе между «твоим» и «моим», предмет и получил название «Чуродейство».

Какие же темы мы изучаем, и с какими проблемами разбираемся на этих уроках?

Богатство и бедность — очень важная тема. У многих людей сложились стереотипы, что все бедные хорошие, а все богатые плохие. Насколько эти стереотипы опасны, мы помним по событиям 1917 года.

Вспоминаем с детьми сказку Пушкина про бедную, но злую старуху, которая, став богатой, не подобрела («Сказка о золотой рыбке»). Сравниваем её с бедной Золушкой, которая, выйдя замуж за принца, став богатой, осталась доброй, и будет делать еще больше добрых дел. Дети приходят к выводу, что люди все разные, и наличие богатства не делает их добрыми или злыми. Мы говорим о меценатах, спонсорах, рисуем портреты сказочных героев, которые могли бы ими стать.

Мы говорим на уроках о субъективности отношения к богатству. Люди по-разному ценят то, что имеют, и знать это очень важно. Одному достаточно иметь крышу над головой и чувствовать себя счастливым. У другого — три завода, но нет счастья в личной жизни или здоровья, и ему не в радость его богатство. И дети сами делают вывод, что богатство не самоцель.

На уроках дети изучают способы действий на границе между «твоим» и «моим». Как «твое» может стать «моим». Мы выделяем 2 хороших:

1. Купить (продать) или обменять.
2. Подарить — получить в подарок. и 2 плохих способа:
3. Отобрать силой.
4. Получить обманом.

Дети сочиняют сказки, учатся различать обман и обмен. Сами составляют правила обмена, выполнение которых не влечет за собой недоговоренностей и конфликтов.

Много говорим о подарках. Даже взрослые люди путают подарок с замаскированным обменом, что приводит к обидам

На уроках формируется уважение к собственности. Дети узнают, что собственность — это, прежде всего, права. Право продать, подарить, обменять и даже сломать, ни у кого не спрашивая. Мы учимся пользоваться этими правами. Пригодится ли это в жизни? Мама подарила дорогую игрушку на день рождения: «Она твоя». Но меняться с подружкой почему-то не разрешает. Почему-то мама не передала, не подарила ребенку право «меняться». Почему? Может быть потому, что маленький человек еще только учится бережному отношению к своему имуществу и не умеет заглядывать в завтрашний день? А не обидеться на маму нам помогает девочка Женя из сказки Катаева «Цветик-семицветик». Дети видят, как бестолково она растратила все свои возможности. И не потому, что глупая, а потому, что неопытная.

Мои ученики, получив от родителей подарок, выясняют, что они могут с ним делать, какие права они на него имеют. Сами понимаете, умение договариваться предупреждает конфликты.

Деньги и отношение к ним, способы обогащения, банки и банкротство, банкиры и вкладчики, цена, реклама и самореклама, фирма — это краткий перечень тем, обсуждаемый на наших уроках.

Дети сочиняют сказки, играют в деловые игры, примеряя роли банкиров и вкладчиков, хозяев фирм и наемных работников, выпускают продукцию, получают прибыль или разоряются, то есть получают опыт, необходимый им в жизни.

Программа начальной школы носит подготовительный, пропедевтический характер. В среднем и старшем звене знание и понимание будут расширяться и углубляться, применение этих знаний на практике станет все более разнообразным и важным.

Итак, то, что этот предмет необходим, очевидно. Знания и практика, полученные на уроках чуродейства, помогают и востребованы в каждодневной жизни младшего школьника.

О том, что этот предмет изучается ими с удовольствием и интересом, говорит проведенное мной маленькое исследование. Я попросила детей составить фантастическое расписание. Можно было добавлять и убирать любые предметы. Урок «Чуродейство» в подавляющем большинстве фигурировал каждый учебный день. Я думаю, это лучшая оценка и программе и урокам.