© Ким И., 1994
В тумане плёлся ёжик, может быть, день или год — ведь в тумане не поймёшь. Сначала ёжик думал, что совсем один в этом дурацком тумане, но однажды встретил другого ёжика, и они потопали дальше вместе. Почему нужно было плестись, идти, топать, а не сидеть на месте, например? Просто ёжик надеялся, что туман когда-нибудь кончится, вот и всё, а другой ёжик ему верил. Сколько ёжиков было в тумане? Наверное, много, но это скрывал зловещий туман. Иногда в него заходило что-то большое и ужасное, дышало и фыркало, или залетало что-то страшное и ухающее, и ёжики пугались. Они вовсе не были трусами, просто вы тоже боитесь того, чего не знаете. Постепенно их стал целый отряд храбрых ёжиков, которые шли вперёд, а первый ёжик им рассказывал, какая там зелёная травка, спелые яблоки и совсем нет тумана. Некоторые ёжики слушали это всё как сказку — ведь они родились и выросли в тумане. Ёжиков становилось всё больше. Они варили черничное варенье, ловили рыбу, пугали палками и криками ужасное фыркающее существо, женились и рожали маленьких ёжиков — и шли вперёд, наверное, уже по привычке. И вот однажды туман кончился, и ёжики увидели зелёную травку и спелые яблоки — всё, как рассказывал первый ёжик. На лугу паслась серая лошадка, смешно фыркала и отгоняла мух хвостом, а в дупле большущего кедра спал филин и во сне тихонько поухивал. Но никто их не стал пугаться, когда такое солнце и ни капельки тумана.
Туман всегда искажает предметы и расстояния, и тени от вещей кажутся самими вещами. Такова природа невежества. У людей несведущих в чём-то, с чем они сталкиваются, возникает ощущение, что они бродят в тумане. Они боятся многого, потому что многого не знают, и очень часто падают, и пребольно. И здесь возможен один-единственный рецепт — знание — в таблетках, микстурах и инъекциях, как угодно. Очень грустно наблюдать, как целое общество бредёт, как в известной притче о слепых, или как наши ёжики в тумане, а вдруг впереди пропасть? Правда, в последнее время делаются попытки напичкать больных, а может быть, и здоровых ёжиков всякими таблетками в импортных и отечественных упаковках. Насколько нужны все эти экономические колледжи, бизнес-центры и школы с экономическим уклоном (интересно, не ведёт ли этот уклон в какую-нибудь пропасть?), может быть, станет ясно из притчи Сомерсета Моэма о церковном служителе, — однако дать своим детям какой-нибудь экономический вариант образования — сегодня вопрос престижа. Конечно, прекрасно — ведь знания, а именно знаний по экономике нам катастрофически не хватает, нечто совсем противоположное невежеству и туману, в которых мы сейчас погрязли, но послушаем Моэма.
Некий церковный служитель из богатого и престижного прихода не знал грамоты, и однажды ему поставили на вид, что если он не выучится читать и писать, то его уволят. Он пошёл домой расстроенный, и вдруг ему очень захотелось покурить, но нигде не было сигаретного киоска. Тогда он поставил на этом месте киоск, и торговля шла очень бойко, потому что он угадал желание многих людей. Ему везло и дальше, он всегда угадывал, чего хотят люди, и они охотно ему платили за это, то есть, в конечном счете, за свою радость. Этот бывший церковный служитель стал очень богатым человеком, и однажды ему подвернулось одно выгодное дельце, но он не мог подписать своё имя в контракте, и тогда его компаньон воскликнул: «Вы стали таким богатым человеком, даже не зная грамоты! Кем бы вы были, если бы умели читать и писать?!»
«Церковным служителем, сэр», — ответил этот удивительный человек.
Итак, чтобы приносить людям радость и получать за это деньги, вовсе не обязательно много знать, просто нужно иметь что-то в голове или, может быть, в сердце. Не знаю, как вам, а мне интересно, есть ли это «что-то» в головах наших старшеклассников, получающих «экономическое образование».
В нынешнем августе на традиционной лагерной смене «Бизнес и дети» в лагере «Солнечный», под Кемеровом, у новокузнецкой, кемеровской, междуреченской, мысковской, топкинской, тисульской и т. д. молодёжи была возможность создать именно те экономические отношения (а, в конечном счёте, само общество), какие для них были самыми приемлемыми и считались самыми возможными. И нужно отдать должное нашим детям — они очень дружненько и энергично взялись... и что же у них получилось? Да то же самое, что у вас за окном, в трамвае, магазине и правительстве. Такой молодой щенячий напор и почти взрослая тщательность — и в итоге новый социалистический рай, почти молитва «Боже, избавь нас от рынка» у детей, который взрослые дяди и тёти и умные учебники учат-учат-учат совсем другому, или нет? Однако всё по порядку.
Может быть, самым главным в этой истории был август с его солнцем, дождём и, конечно, туманом — это днём, а ночное небо было похоже на яблоню с мокрой чёрной листвой и спелыми яблоками-звёздами. Про небо-яблоню это, наверное, какой-нибудь ёжик-поэт придумал.
Днём страна Плутония — так её назвали — была занята деловой суетой и погоней за плутами (местными дензнаками), а вечером трава шуршала от множества шагов, может быть, ёжиков? Или молоденьких мальчиков и девочек, красивых, умненьких и самоуверенных. Что ж, может быть, этот мир и правда создан для них, как они об этом думают.
Были великолепные высокие сосны, конечно, до звёзд, и ленивая Томь тёрлась об ноги, как ласковая кошка, огромный костёр отпускал своих детей — огненных духов умирать прямо в небо, а мальчики и девочки обнимали гитару и стояли в кругу, почти как язычники.
Помните басенку про медведя в зоопарке? У него была очень тесная клетка — три шага туда, три шага сюда, а когда ему сделали вольер и убрали дурацкую клетку, он день за днём продолжал делать три шага туда, три шага сюда. Правда, грустно?
Наверное, взрослые поступили жестоко, сказав детям: «Вы можете создать любые экономические отношения, какие считаете нужными», и не сказали, что именно дети должны считать нужным, и как это построить: а) взять в правую ручку лопатку, б) нагнуться к песочнице, в) зачерпнуть лопаткой песочка и т. д. и т. п.
И вот дети оказались в положении бедного медведя и так и не смогли выйти из клетки, которой уже не было.
Правительство, конечно, закручивало гайки, душило предпринимательство, платило себе огромные зарплаты, раздувало штат госчиновников и в то же время оказывало социальную помощь населению, и всё это на деньги, которые не были ничем обеспечены.
Собственники энергично продавали свою собственность государству и нанимались в налоговую инспекцию.
Здоровенные лбы из народа требовали себе пособие по безработице, остальной народ — безмолвствовал.
Средства массовой информации в первый же день стали продаваться президенту, и надо отдать должное плутовской журналистике — за большие деньги, и, поторговавшись, президент их купил, после чего, не считая нескольких президентских указов, СМИ просто замолчали — ведь зарплату им не платили.
И я вдруг прониклась бедами редакторов СМИ моего родного отечества. И президента мне стало жаль, и предпринимателей, и такая безысходность захлестнула, что впору идти в сосны плакать.
А плутовской президент мальчик Володя Шустов обиженно говорил: «Я ведь создал вам все условия».
Милые детки накрутили совсем, как и мамы и папы, бабушки и дедушки, но боги им благоприятствовали, так что в самое короткое время им удалось создать то, о чём всегда мечтали наши вожди, этакую банановую республику. Знаете, как в том анекдоте про негра, лежащего под банановым деревом.
На кусок хлеба нам, студентам, пенсионерам, инвалидам, безработным, в конце концов, государство всё-таки даст, пусть этот кусок без масла, но ведь можно пожаловаться и потребовать ещё, и, глядишь, государство вытащит ещё кусок хлеба... из кармана другого негра, который собирает бананы, и отдаст его нам, а главное — ведь можно лежать и ничего не делать.
Очень обидно, что наши дети, которых учат предпринимательству, и они в своих школах за это даже пятёрки получают, если могут, следуют логике негра под банановым деревом.
Но наверное всё не так страшно, дети просто играли.
Они назвали свою игровую страну «Плутония» в честь греческого бога богатства и... обмана.
Но обмана в игровом эксперименте-триллере «Ёжики в тумане» было ни больше ни меньше, чем в той повседневной игре, которую играем мы, взрослые.
Для организаторов игрового эксперимента главная цель была обучающая.
Научить детей различать насильственные и добровольные экономические отношения и как построить такие, которые наиболее благоприятны для развития человеческого общества.
Понять, что собственник — это не курица, которая загребла свою кучу под себя и сидит на ней, а собственность — это не средство выбить, выжать, выдоить как можно больше денег из несобственников.
Собственность, вернее, предпринимательство, связанное с этой собственностью, — верное средство подарить радость и получить за это деньги.
И была ещё одна цель: пусть дети создадут инфляцию, а потом проследят её причины и, может быть, найдут путь, по которому можно спокойно пройти без инфляции.
Причем участников игры предупредили: вы можете потерять материально или морально, или и материально, и морально, или не потерять, как в жизни.
И знаете, что сказали дети? «Конечно, лучше потерять, если уж терять, морально».
Милые дети, не правда ли? Наверное, в своих мам и пап, бабушек и дедушек.
Но инфляцию они раскрутили классическую социалистическую. Денег было много, госбанк их выдавал и выдавал, ничем не обеспечивал, а купить было нечего — ни товаров, ни услуг в нашей банановой республике. Страшно? И ведь, правда, очень знакомо?
Конечно, были всё-таки в Плутонии предприниматели, и пытались что-то делать, и делали, но, боже мой, как с ними боролось правительство при одобрении или безмолвствии «народа». Но потом немножко гайки раскрутили, и Госбанк даже стал выдавать «беспроцентную ссуду» под 15 процентов годовых, вот так-то! Весело жили дети в своей игрушечной стране. И я поняла, что наши ёжики ещё долго будут ходить в тумане и пугаться всего лишь верой лошадки. И не замечать страшной пропасти под носом.
Однако в сказке про ёжиков ёжики из тумана всё-таки вышли на зелёную травку.
И дети уезжали грустные от того, что игра закончилась, а им не хватило времени доиграть. И радостные от того, что очень много узнали, и во многом ошиблись, конечно, но ведь на ошибках учатся, как известно, и от того, что появились новые друзья, и август, как всегда, был обилен на солнце, дожди и туманы, а ночами спели яблоки-звёзды, и очень скоро они осыпятся в мокрую траву.
Дело в том, что ёжиков в сказке вела надежда, что туман обязательно кончится и будут травка, солнце и яблоки.
И у детей была Надежда — Надежда Анатольевна Репина, у которой все желающие получали замечательные консультации с восьми утра до трех часов... следующего утра. Ещё у них были Наталья Ищенко и Надежда Толмачёва.
И Российский Союз Молодёжи в лице Натальи Алексановой.
А наша сказка, в которой мы с вами живём с утра до вечера, не такая добрая, но ведь и у нас есть надежда, у кого побольше, у кого совсем маленькая, не правда ли? И я желаю вам всем удачи.