© Репина Н.А., 2002

Инфляция как плод больного воображения

"Нате, ешьте тогда плод моего воображения".

Е. В. Клюев. "Между двух стульев"

Обман болезненно влияет на человека. В буквальном смысле этого слова приводит к нездоровью.

"Смею утверждать, – пишет доктор Уильям Г. Бейтс, – что ложь плохо сказывается на зрении, и это легко доказать. Если человек способен прочитать все маленькие буквы нижней строки проверочной таблицы и либо намеренно, либо по невнимательности неверно называет какую-нибудь из них, ретиноскоп покажет аномалию рефракции". Далее Бейтс приводит примеры опытов, в которых человека просили говорить неверные сведения. "Когда он называл или вспоминал истинные данные, зрение возвращалось в норму. Когда же назывались или представлялись неверные данные, то появлялись аномалии рефракции"1.

"Как для глаза естественно видеть, так и для ума естественно постигать знания"2. Проблемы возникают, если мы заставляем наши органы неестественно напрягаться. Тогда зрение портится, и мы надеваем очки. Если же портится ум, это не так заметно. Но последствия бывают более тяжелые.

Впрочем, давно замечено: в повседневной жизни дураков почти нет. Любое длительное (хроническое) нездоровье – это результат приспособления организма к окружающим условиям. Без такого приспособления организм уже бы умер. А так еще некоторое время просуществует и, может, даже потомство оставит. Что и есть главная задача организма.

Чтобы заметить глупость нужно выйти в более широкий, чем повседневность, контекст.

Если обман проникает в образование, в обучение, то в узком контексте (в школе) ребенок может быть отличником и даже слыть умным. Но в широком контексте (в жизни) может оказаться, что он мало что понимает и умеет. Опять же, видят это не все, хотя критерий простой: живет он бедно и несчастливо.

Приведу обычный пример обмана в образовании. На днях десятиклассники принесли мне с урока обществознания такое определение общества: "обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей"3. Без неестественного напряжения мозгов это определение не понять. Если понимать его буквально (а разве можно понимать дефиниции иначе?), то это определение больше подходит не обществу, а, скажем, сортиру. Проверьте. Баня тоже подходит. Да любая часть материального мира, имеющая отношение к человеку, подойдет.

Еще один пример обмана – определение экономики, часто встречающееся в школьных учебниках: "экономика – это хозяйственная система, производящая блага, удовлетворяющие потребности людей".

Почему такие определения – это обман? Потому что, "хозяйственная система …" и далее по тексту – это не экономика, это чайник. Или – пылесос, еще лучше – кухонный комбайн. Такие определения нельзя понять, их можно только запомнить. Запомнить, поставив свои мозги наперекосяк, заставив их напрягаться, что, как мы помним, ведет к болезни.

Это простые примеры. Более сложные – из экономических учебников с использованием математики. Не все, что "математизировано" обманчиво, но – многое. Не случайно Рональд Коуз как-то заметил: "В дни моей молодости говаривали, что если глупость слишком велика, чтобы быть высказанной вслух, её можно спеть. В современной же экономической теории её можно облечь в математическую формулу"4.

К концу XX века экономисты особенно запутали теорию денег и проблемы инфляции5. Одним из корифеев, сыгравших в этом роковую роль, был Дж. М. Кейнс, которого Ф. А. фон Хайек назвал "одним из наиболее представительных интеллектуальных лидеров поколения, эмансипированного от традиционных норм морали"6. "Свои недюжинные умственные способности", пишет Хайек, Кейнс посвятил "разработке "общей" экономической теории – теории, которой мы обязаны уникальной общемировой инфляцией в третьей четверти нашего века и неизбежно последовавшим за ней результатом – жестокой безработицей"7.

Кейнс и сам признавал, что он был и "останется имморалистом"8.

Современная экономическая теория представляет инфляцию как математическую проблему несоответствия количества банковских денег количеству противостоящих им товаров. В результате половина вины за рост инфляции сваливается на товаропроизводителей, которые производят мало товаров. А "вина" эмитента сводится к недостаточной интуиции в угадывании: сколько "бумажек" надо выпустить (и сколько разрешить "нарисовать" безналичных коммерческим банкам), чтобы их количество соответствовало товарам. И если банкир ошибся, кому придет в голову всерьез винить человека за плохую интуицию?

Такое объяснение кажется правдоподобным, если рассматривать банкноты как условные единицы, что, впрочем, и пишут во многих учебниках. Но могут ли люди брать за реальные не условные товары, условные денежные единицы? Это надо быть не просто дураком, а полным идиотом. Но мы помним: дураков нет. В узком смысле.

Широкий контекст задается пониманием сущности денег. Современные деньги по своей природе – кредитные, с неопределенными обязательствами дебитора-эмитента. Инфляция – это результат смутности обязательств эмитента. Такой смутности, которая позволяет постоянно и незаметно снижать эти обязательства. Таким образом, делает инфляцию в буквальном смысле главный банкир. Обычно, с помощью или при попустительстве правительства9.

Чтобы посмотреть, как все происходит, мы придумали учебную игру для старшеклассников, в которой можно было бы увидеть в подробностях раскрутку инфляции и выйти из неё. Игра получилась. Мы играли в нее три раза с неизменным успехом10.

Существует немало экономических игр. Есть хорошие игры по бизнесу. Управление (менеджмент), рынкование (маркетинг), расчеты эффективности производства удачно моделируются в игре. Но приличных игр про собственность я не встречала. В традиционных экономических играх отношения между собственниками (включая отношения между гражданами и государством) навязываются правилами как единственные и обсуждению не подлежат. Между тем в эти "игры" по жизни приходится погружаться каждому взрослому, а не только предпринимателю.

И мало кто догадывается, каким конкретно образом правила этих игр связаны с ростом богатства, благосостояния, свободы и счастья каждого.

В нашей игре участники сами выбирают себе порядок, правила взаимодействия. Поэтому мы называем её "Чуродейство". Это название – производное от имени славянского божества межей и границ Чура – буквально отражает суть игры: действо (сотворение) границ, моделирование самими участниками-детьми имущественных отношений между собой, в том числе с теми, кого они выберут во власть.

Как и всякая игра, "Чуродейство" имеет свои правила. Точнее – две группы правил. Первая группа правил регламентируют поведение взрослых – организаторов, игротехников, консультантов. Так, чтобы они не испортили игру. Очень велико бывает искушение вмешаться в детские отношения, регулировать их, ориентировать и направлять. Практически все известные нам многодневные выездные "игры в рынок" на самом деле являются "играми в социализм" (или в "смешанную экономику") именно из-за вмешательства взрослых.

Вторая группа правил – для участников игры. Эти правила позволяют им строить такое общество, которое они могут и хотят. Обычно дети в начале игры плохо понимают, что происходит. Совсем как в жизни. После обязательной рефлексии в середине игры второй этап проходит более осознанно. Участники игры начинают постигать совместимость тех или иных правил и действительно могут создать желаемое общество.

Мы играли в нашу игру три раза. Так получилось, что перед второй игрой мы заранее проработали её с большинством будущих участников во всех подробностях и вариантах. То есть старшеклассники не просто играли, но и знали возможное развитие событий и могли по ходу отслеживать причины происходящего. Непосвященных было менее четверти участников.

Игра построена таким образом, что решение вопроса: быть или не быть инфляции? – становится неизбежным. Обычно инфляция происходит из-за того, что большинство участников этого процесса плохо представляет её причины. В первой и третьей играх так и было. А во второй игре большинство игроков как раз все понимали.

Игра началась как обычно. По нашему сценарию инфляция раскручивается три дня. Но на второй день, когда инфляция уже вовсю "бушевала", а народ вел себя обычно ("Инфляция, сэр..."), управляющая госбанком Анжелика и президент нашей маленькой страны Сергей пришли к консультантам и взмолились: пора прекращать инфляцию, начинать рефлексию. Отчего, почему, в чем дело?! Мы ничего не можем понять. Наш психолог, Ирина Васильева, начинает вытаскивать подробности. А причина оказалась столь же простой, сколь и естественной, здоровой: они не хотят, не могут больше дурить народ. Умным честным детям противно делать инфляцию.

Вот как Анжелика написала потом об этом в своем отчете по игре: "Инфляцию технически раскрутить не трудно, но для понимающих её причины инициаторов – стыдно. Это тяжелый моральный груз, даже при готовности играть отрицательную роль".

Кстати, в первой и третьей игре инициаторы инфляции (банкир и президент) очень смутно представляли свою роль в этом процессе и никаких угрызений совести не испытывали.

После долгих размышлений мы договорились, что Анжелика и Сергей потерпят еще денек, чтобы процессы стали более очевидны.

После рефлексии Анжелика вдруг решила на втором этапе игры открыть частный банк, эмитирующий собственные деньги. Нам казалось, что она с лихвой хлебнула "банкирской доли". Но Анжеле хотелось проверить разницу в ощущениях частного и государственного банкира. "Мне стало интересно, – сказала она потом, – как будет функционировать частный банк". А в отчете по игре вместе со вторым банкиром Максимом они написали: "чтобы решиться на эмиссию собственных денег, потребовалась большая смелость".

Вот как писала о послеинфляционных событиях Анна, корреспондент иностранной газеты в нашей "игрушечной" стране: "Теперь народ Непонии11 не надеется, что кто-то придет и сделает их счастливыми. Непонцы поняли, что их судьбы в их руках. Благодаря своей особенности, народ Непонии смог собраться и в буквальном смысле сделать свое будущее…

Непонцы заключили договор с правительством…

…постарались максимально оградить себя от инфляции и других надувательств со стороны правительства.

…теперь все спокойно и уютно. В кафетериях полно народу, в казино тоже.

…жаль, что я не являюсь жителем Непонии. Очень жаль. Так хочется иметь честное правительство и быть умным народом".

Вернувшись из Непонии в Россию, дети вновь почувствовали инфляцию. "А я хочу в Непонию, в Непонию, в Непонию, а я хочу в Непонию, к далеким берегам…" – крутилось в голове. Возвращаться не хотелось.

Из доклада Анжелы: "Удовольствие жить в обществе без инфляции стоит усилий направленных на её преодоление".


Сноски

1 Бейтс У., Корбетт М. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса. Как приобрести хорошее зрение без очков. Сборник. Г. Вильнюс: Полина. 1990. с. 42. обратно
2 Бейтс У., Корбетт М. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса. Как приобрести хорошее зрение без очков. Сборник. Г. Вильнюс: Полина. 1990. с. 39. обратно
3 В "Философском энциклопедическом словаре" (1983) нашла такое же определение – с. 451. обратно
4 Коуз Р. Фирма, рынок и право. – Пер. с англ. – М.: "Дело ЛТД" при участии изд-ва "Catallaxy", 1993, с. 168. обратно
5 Стоит отметить отличные от других работы по этому вопросу у Я. Корнаи, Ф. А. Хайека, а также А. Андерсон и других ученых Института Катона (Cato Institute) , но их идеи очень бледно представлены в современных учебниках, а их книжки издаются мизерными тиражами. обратно
6 Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. – Пер. с англ. – М.: Изд-во "Новости" при участии изд-ва "Catallaxy", 1992, с. 100. обратно
7 Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. – Пер. с англ. – М.: Изд-во "Новости" при участии изд-ва "Catallaxy", 1992, с. 102. обратно
8 Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. – Пер. с англ. – М.: Изд-во "Новости" при участии изд-ва "Catallaxy", 1992, с. 101. обратно
9 Мы достаточно подробно писали об этом в наших книгах: Репины Е. и Н. Деньги. Фиаско экономических объяснений. Новокузнецк: 1997. Или
Репин Е. Н., Репина Н. А. Деньги в их истинном значении. – М.: Школа-Пресс, 1999. обратно
10 Зуев Р. "Чуродейство", или "Ежу понятно" // "Открытый урок" – Приложение к "Учительской газете", выпуски № 9, 13 марта 1997 г. и № 10, 20 марта 1997 г. обратно
11 Непония, если Вы не поняли, это название нашей "игрушечной" страны. обратно