Уроки чуроведения в 3 классе

Коновалова Евгения Венедиктовна,
учитель начальных классов, школа № 79,
г. Новокузнецк

Деньги.
Причины появления и история
«самоценных» денег.

О деньгах с детьми говорить можно и нужно.
При этом Вы сами узнаете много интересного.


Это первые уроки по теме деньги. Они были рассчитаны на два академических часа. Занятие получилось достаточно напряженным. Поэтому можно уделить этим темам несколь-ко больше времени. Особенно, истории появления денег, тем более, что на эту тему сейчас много красиво изданной детской литературы.


Содержание:

1. Разделение труда (аксиома о разнице возможностей)

2. Обмен простой и сложный

3. Игра "Найди и поменяй"

4. Сказка

5. Деньги

6. Игра "Как появились деньги?"


Цели урока.

I. Учебные:

1) Показать, что трудности бартера привели к необходимости товара-посредника, на который обмениваются все товары.

2) Подвести детей к определению денег: деньги это то, что большинство людей готово взять взамен за свой товар.

3) Дать представление о процессе возникновения денег: люди не договаривались о том, что будет деньгами - так сложилось.

Во многих книжках по экономике говорится: люди условились, что будет деньгами, договорились об эквиваленте для всех товаров. Это утверждение носит мета-форический характер. Реально, буквально никто ни с кем, ни о чем подобном не договаривался. Важно, чтобы дети это поняли.

II. Воспитательные:

Способствовать формированию спокойного отношения к деньгам в том случае, когда они есть, и тогда, когда их нет. Всегда найдётся что-то, на что, кроме денег, можно получить желаемое в обмен, а кое-что можно сделать и самому.

III. Развивающие:

1) логическое мышление у детей;

2) умение использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач;

3) диалогическую речь учащихся.

Дети уже знают следующие понятия и термины: богатство, бедность, натуральное хозяйство, аксиому о хотении (дефиците), аксиому о разнице (желаний), обмен (бартер), рынок, товар.

1 урок (час)

1. Разделение труда (аксиома о разнице возможностей)

Работа начинается с обсуждения деформированной пословицы. Удобнее при этом использовать магнитную доску, но можно и на обычной.

На магнитной доске пословица:

Хорошо, когда пироги печёт сапожник, а сапоги шьёт пирожник.

Учитель: Согласны ли вы, дети, с этой пословицей? Как нужно переставить слова, чтобы вы согласились?

Дети меняют пословицу:

Хорошо, когда пироги печёт пирожник, а сапоги шьёт сапожник.

Учитель: А если начать со слова "плохо", как должна звучать пословица?

Составляется новый вариант:

Плохо, когда пироги печёт сапожник, а сапоги шьёт пирожник.

Вспомнили другие пословицы и высказывания:

Каждые руки по-своему хватки.

В каждом человеке свои задатки (Е. Пермяк).

Вспомнили сказки: Е. Пермяка "Маркел - Самодел", русскую народную "Мохнатый, крылатый да масленый".

2. Обмен простой и сложный

Работа с магнитной доской

Учитель: Что делать, если сапожник захочет вкусный пирог?

Дети: Найти пирожника, которому нужны сапоги, и обменять.

Обсудить:

а) Насколько удобно, быстро, можно совершить такой обмен.

б) При каких условиях совершается обмен.

в) Кто при обмене оказывается в выигрыше; есть ли проигравшие.


Учитель задает новую ситуацию:

Сапожнику понадобился (захотелось) опять вкусный пирог, а пирожнику не нужны сапоги. Что делать сапожнику?

Дети: Сапожник должен спросить, что нужно пирожнику.

Учитель отвечает за пирожника, что у него сломалась его любимая чашка: Что должен делать сапожник?

Дети: Искать гончара.

Учитель: Любой ли гончар обменяет своё изделие на сапоги?

Дети: Нет. Только тот, кому нужны сапоги.

Обсудить: возможность и трудности такого обмена.

Вывод: неудобно.

Какие возникают трудности?

3. Игра "Найди и поменяй"

Условия игры:

На столах у учащихся лежат карточки. На одной стороне карточки нарисована картинка - это тот товар, который есть у ребенка. На другой - написано, что ему нужно получить в обмен на этот товар.

Карточки составлены таким образом, что обмен может состояться только через посредника.

Каждый ребенок получает карточку.

Например,

1 ученик имеет карточку: есть цыпленок, нужна курица;

2 ученик: есть курица, нужна собака;

3 ученик: есть собака, нужен цыпленок.

Цель игры: поменяться карточками так, чтобы получить нужный товар.

Игра: дети ищут нужный предмет и пытаются обменяться. Когда все обмены состоялись, проходит обсуждение.

Обсуждение: тройка обменявшихся выходит к доске, и дети рассказывают, как они менялись.

1 ученик: У меня был цыпленок, мне нужна была курица. Я нашел ученика, у которого была курица, но он не хотел меняться на цыпленка. Ему нужна была собака. Тогда мне при-шлось искать третьего ученика. У него была собака, и ему нужен был цыпленок. Я обменял у него моего цыпленка на собаку, а потом собаку - на курицу у первого.

Заслушиваются несколько троек обменявшихся.

Выводы по игре: Какие возникают трудности в таком обмене?

1. Затрачивается много времени.

2. Сложность и неудобство поиска.

3. Обмен может сорваться.

4. Сказка

Учитель: В какой русской народной сказке курочка, чтобы спасти петушка, менялась?

Дети, готовившие соответствующее домашнее задание, инсценируют сказку "Петушок и бобовое зернышко". Затем идет обсуждение сказки.

Учитель: Что делала курочка?

Дети: Менялась.

Учитель: Что могло случиться с петушком, пока курочка менялась?

Дети: Петушок мог задохнуться и умереть.

Учитель: А как курочка очень быстро могла бы получить маслице.

Дети: Если бы у нее были бы деньги, она могла бы быстро купить.

Учитель: Как только у курочки появились деньги, как ее можно было бы назвать?

Дети: Покупатель.

Учитель: А тот, у кого товар?

Дети: Продавец.

Учитель: А вы уверены, что продавец возьмет деньги за свой товар? Что он будет с ними делать?

Дети: Он может купить то, что ему нужно.

Дети делают вывод, что за деньги можно

купить любой товар,
продать любой товар

Такая табличка вывешивается на доске.

Учитель: Как удобнее: меняться товарами или покупать за деньги?

Дети: Покупать удобнее. Быстрее. Надежнее.

5. Деньги

Учитель обращает внимание детей на предметы, лежащие на столе:

чай, кофе, масло растительное, овечьи шкурки, шкурки пушистых зверьков, соль, специи, ракушки каури.

Учитель: Эти предметы не случайно попали к нам на урок. В разное время у разных народов все эти вещи были деньгами, так как большинство людей брали их в уплату за свои товары.

В перерыве между уроками дети разглядывают лежащие на столе "самоценные" деньги.

2 урок

Учитель рассказывает историю денег.

6. Игра "Как появились деньги?"

Учитель: Дети, как вы думаете, люди договаривались о том, что будет деньгами, какой товар? Давайте проведем эксперимент.

Представим себе, что мы - жители одной страны. Как мы с вами будем получать то, что нам нужно? Делать сами, меняться, покупать?

Дети: Покупать. Это быстрее и надежнее.

Учитель: Но в нашей стране пока нет денег. Мы умеем только менять свой товар на нужный нам товар. Мы не будем договариваться, что у нас будет деньгами. Мы пона-блюдаем, на какой товар будет меняться большинство в нашей стране. Это станет деньгами.

У половины учеников на столах лежат ручки, линейки, карандаши. У другой половины - по три карточки у каждого. На одной карточке нарисована тетрадь, на другой - бисер, на третьей - конфета. Учитель объясняет условия игры:

- У половины жителей нашей страны нет линейки, ручки, карандаша. Согласитесь, вещи для нас очень нужные, ведь жители нашей страны учатся. Но у них есть другие предметы, которые не жалко обменять на нужные: бисер, тетрадь, конфета. Это товары, один из которых нужно каждому обменять или на линейку, или на карандаш, или на ручку.

После того, как дети обменялись, учитель спрашивает каждого, на что он выменял ручку, линейку или карандаш, и записывает на доске. Запись выглядит приблизительно так:

1. на бисер
2. на конфету
3. на бисер
4. на бисер
5. на бисер
6. на бисер
7. на бисер
8. на бисер
9. на тетрадь
10. на тетрадь

Потом учитель задает вопрос ученикам из второй половины класса, тем кто менялся на бисер: Почему ты менялся на бисер? Что ты с ним будешь делать?

Ответы также записываются на доске:

бисер -

Учитель: А легко ли тебе будет обменяться на бисер, то есть получить на бисер то, что тебе нужно?

Ученик, видя запись на доске, делает вывод: "да", так как большинство людей в нашей стране предпочитают меняться на бисер.

Учитель: Кто менялся на конфету? Почему ты менялся на конфету? Что можно сделать с конфетой?

Дети говорят, а учитель записывает за ними на доске:

конфета -

Учитель: А легко ли тебе будет обменять конфету на нужный товар в нашей стране?

Ученик, видя запись на доске приходит к выводу, что конфету, скорее всего, обменять будет труднее, чем бисер.

Учитель: В следующий раз, когда тебе надо будет меняться, какому товару ты отдашь предпочтение, зная, на что меняются охотнее всего в нашей стране?

Ученик: На бисер. А бисер я потом смогу успешнее обменять на любой нужный мне товар.

Учитель подводит итоги по игре: Итак, какой товар большинство брало в обмен на свой?

Дети: Бисер.

Учитель: Значит, чем является бисер в нашей стране?

Дети: Деньгами.

Учитель: Мы с вами договаривались, что будет у нас деньгами?

Дети: Нет. Так получилось.

Учитель: А могли люди на больших территориях договориться, условиться о том, какой товар будет деньгами?

Дети: Нет, не могли. Деньгами становится самый популярный товар.

Учитель обращает внимание детей на листок бумаги, приклеенный на доске. На нем написано "секрет".

Учитель: До начала урока я попыталась угадать, какой товар в нашей стране будет деньгами. На листочке я написала:

Переворачивает листок, дети читают: Бисер!

Учитель: Как я догадалась?

Дети: В нашем классе большинство девочек. Они плетут из бисера всякие штучки. Вы подумали, что они будут меняться на бисер.

Учитель делает вывод по уроку:

Деньги - это товар, который большинство людей берут в обмен на свой товар.

Учитель: Всем ли нужны деньги? Кто может обходиться без них?

Дети: Без денег может обходится тот, кто ведет натуральное хозяйство.

Дети вспоминают литературного героя Робинзона Крузо, семью Лыковых.

Учитель: Стоит ли отчаиваться, если денег нет? Как другим путем получить то, что хочешь?

Дети: Можно сделать это самому или обменять на что-нибудь.


Подводятся итоги урока: Что нового узнали? Чему удивились?


Важнейшим результатом этого урока стал опыт переживания детьми в игре момента появления денег. Естественность и постепенность этого события человеческой истории будет теперь частью и их жизненной практики.