Банникова С. Ю.,
директор школы № 79,
учитель русского языка;
Дерябина И. В.,
учитель экономики
и терминомики,
г. Новокузнецк

ТЕРМИНОМИКА - НАУКА О ПРИРОДЕ И ПРИЧИНАХ БОГАТСТВА

Школа - это учебное заведение, где детей
учат нужному и ненужному вперемешку,
всячески мешая им отличать одно от другого.
Виктор Кротов

Изобретение образования расширило человеческие возможности. Каждый может воспользоваться знаниями предыдущих поколений.

Есть знания универсальные и не устаревающие, по крайней мере, на протяжении жизни человека. Таковы, например, основы математики, физики и химии.

Есть знания узко ситуативные. Поменялась ситуация - и эти знания становятся неактуальными, бесполезными. Таковы, например, конкретные нормы права, принимаемые законодательными и другими органами власти. Знания правил регистрации фирмы могут быть чрезвычайно актуальными в период их действия, но представлять интерес лишь для историков после их отмены. Речь идет о конкретных нормах права, а не о принципах, исходя из которых, эти нормы создаются. Принципы как раз могут быть универсальными и не устаревающими.

Очевидно, что хорошее фундаментальное образование - это формирование универсальных и не устаревающих знаний, которым не грозит судьба сиюминутной, модной, на потребу дня информации. Не устаревает таблица умножения. Не меняются, но по-прежнему актуальны законы, открытые Евклидом, Архимедом, Ньютоном, Менделеевым и прочими корифеями. Сумма углов треугольника по-прежнему равна 2 .

Мир устроен по правилам.

Наука занята поиском универсальных правил (законов).

Задача же педагогики, как писал А. И. Герцен, "сделать науку до того понятной и усвоенной, чтоб заставить ее говорить простым обыкновенным языком".

Есть правила, в справедливости которых может убедиться каждый. Чем универсальнее правило, чем фундаментальней закон, тем приятнее и полезнее находка. Из этих универсальных правил (законов) следует невозможность вечного двигателя, невозможность получения золота из ртути химическим путем, невозможность вращения Солнца вокруг Земли. Знание этих правил освобождает нас от огромного количества глупой, неплодотворной, а иногда опасной работы. Это знание оставляет больше времени для интересных и одновременно плодотворных дел.

Проблемы изучения законов природы в школе - это, прежде всего, проблемы педагогические. Совсем другое дело - изучение общества.

В области социальных дисциплин пока не удается так ясно и определенно, как в математике, физике или химии сформулировать универсальные правила, устанавливающие бесспорные связи между разными общественными явлениями. Слишком мало здесь согласия. Слишком много споров. Почти нет ничего общепризнанного. На одни и те же очень важные вопросы обществоведы могут давать прямо противоположные ответы. Не только у детей - у учителей голова идет кругом. Чаще всего уроки обществоведения становятся подобием взрослых кухонных разговоров периода перестройки или пересказом текстов из учебника. При этом либо речь идет о тривиальностях, либо учитель и ученики лишь делают вид, что понимают друг друга. Проблемы преподавания обществоведческих предметов - это зачастую не только и не столько педагогические проблемы, сколько проблемы самой науки, теории. Потому что язык, на котором принято говорить об этих проблемах, не предназначен для понимания.

Разруха начинается с языка

Язык, на котором говорят представители общественных дисциплин: экономисты, правоведы, политологи, социологи и, бывает, историки - а вслед за ними все остальные люди, многословен, страдает недержанием образов и логическими ошибками. На нем можно "доказывать" все, что угодно. Когда образы удается разглядеть, то видишь, что они фантастические. Язык обществоведов лишь имитирует язык науки, по сути, не являясь таковым.

Испорченность языка обществоведов, по всей видимости, связана с тем, что они часто работают на политиков. Политическая работа имеет целью не выяснение истины, а завоевание поддержки масс. В такой работе нужно действовать на чувства, а не на разум, не на логику. Нужны увлекающие призывы, лозунги. Нужно учиться прятать логические несуразности. Нужна опора на авторитеты. В том числе на авторитет науки.

Язык обществоведов - это чаще всего агитационный язык. В нем нет той тщательности, которая присуща науке. Более того, это подчас неграмотный язык. Причем, эта неграмотность не второстепенна. Она касается важнейших проблем, от решения которых зависит если не жизнь, то благополучие миллионов людей.

Такой язык устраивает тех, кто считает, что истина всегда находится посредине между крайними, резко выраженными взглядами, тех, кто любит так называемые взвешенные решения, и так называемые диалектические суждения, то есть суждения, в которые можно вкладывать разный, в том числе противоположный смысл. Такой язык устраивает многих политиков и тех, кто на них работает. Таким языком пользуются дипломаты.

Но такой язык не пригоден для поиска истины, для объяснения открытий. Такой язык не может устраивать ученого и ребенка.

Что объединяет детей и ученых? Любознательность, цель которой - истина. Ученые и дети готовы играть в любые игры, но не с истиной. "Платон мне друг, но истина дороже".

Это взрослый человек готов поступиться истиной ради жизни, а то и просто ради похлебки. Это взрослый человек, получив вместо истины туфту, с пониманием скажет: "Такова жизнь". Ребенок искренне возмутится или изумится. Помните, в старом советском фильме маленький Сережа, получив от дяди вместо конфеты ловко свернутую бумажку, спрашивает: "Дядя Петя, ты дурак?"

Язык общественных наук не может устраивать тех, кому важно знать, что перед ним: реальный проект или фантазия, которой можно дурачить простаков.

Сказанное до сих пор, возможно, известно, а то и очевидно многим людям. Но мало кто это обсуждает. Разве что у лауреата Нобелевской премии (1974) Фридриха Августа фон Хайека в последней книге вы найдете замечательную главу: "Наш отравленный язык"1. В нашей стране исследованиями в этом направлении занимаются Евгений и Надежда Репины. Работая с ними вместе над программой школьного образования в области имущественных отношений , мы хотели бы обратить внимание родителей и педагогов на особенную важность поднятых ими проблем для нашей российской школы.

Error communis facit jus или Всеобщее заблуждение творит право

Репины выделяют3 четыре класса погрешностей языка, на котором обсуждаются общественные проблемы:
1. Употребление тавтологий.
2. Подмена смысла слов.
3. Недержание основания при классификации.
4. Буквальное понимание тропов.
Рассмотрим их вслед за Репиными подробнее.

Употребление тавтологий.

Тавтологии - это повторы. Они безобидны, когда употребляются в шутку. Например, "морда лица", "шутка юмора", "оклад денежного содержания".

Безобидны они и тогда, когда за словами твердо закрепляются новые значения. Значения, явно отличающиеся от первоначальных. Тогда повторы исчезают, и тавтологии перестают быть тавтологиями. Например, "белое белье" - тавтология лишь в том случае, если под бельем понимается только белая ткань. Но сегодня слово "белье" никто так не понимает. Поэтому "белое белье" трудно назвать тавтологией.

Во всех остальных случаях тавтологии могут вызвать недоразумения. Они явный признак того, что люди их использующие, плохо представляют то, о чем говорят. И когда тавтологии с серьезным видом употребляют люди, претендующие на ученость, законодатели или судьи, возможны печальные последствия от плохого понимания предмета, о котором они говорят.

Если банк в рекламе заявляет о безграничном "кредите доверия", то следует делать вывод: рекламодатели плохо понимают, что такое кредит и что такое доверие. А с банком, в котором этого не понимают, опасно связываться.

Если вам предлагают "долговые обязательства", то предлагающая сторона, возможно, имеет смутные представления о долге, об обязательствах, а такая смутность может иметь печальные последствия.

Когда заработную плату сплошь и рядом называют выплаченной, ощущаешь, что люди плохо понимают, что такое плата, что плата у них может быть и невыплаченной.

Когда коммунисты собираются уничтожить "частную собственность", им не очень активно препятствуют. Почему? Потому что тавтология "частная собственность", включенная во все учебники, свидетельствует о плохом понимании частного, приватного, собственного. Октябрьский коммунистический переворот (некоторые и здесь употребляют тавтологию "революционный переворот") стал возможен из-за плохого понимания феномена собственности, из-за плохого понимания опасности такого переворота.

Подмена смысла слов.

Слова неоднозначны. Это их свойство называется полисемией. Слова, которые могут наполняться совсем разным смыслом, называются омонимами. Омонимами являются такие, например, слова как "коса", "ключ", "лук".

Когда люди улавливают изменение смысла слова, то путаницы не возникает. Но так бывает не всегда. Полисемия может ввести в заблуждение. Если уловить нужный смысл важно, то это заблуждение может быть опасным.

Опасную полисемию усугубляет серьезное отношение к тавтологиям. Все слова, участвующие в таких тавтологиях, опасно полисемичны. Так, тавтология "демократическая республика" вызывает подозрение, что республики бывают недемократическими, а демократии не республиканскими. А если республика не только демократическая, но и народная, то в такой "республике" вполне возможен тоталитарный режим.

Тавтология "частная собственность", которую коммунисты собираются уничтожить (не тавтологию, конечно, они собираются уничтожать, а некий порядок, который обозначается этой тавтологией) вызывает подозрение, что есть порядок не частной собственности или частной антисобственности.

Тавтология "государственная политика" вызывает подозрение, что государственная деятельность может быть аполитичной, а политика - негосударственной.

Президент, по нашей Конституции, глава государства. Но неясность смысла слова "государство" делает неясным роль Президента. Если государство - это страна с полями, реками, морями, населением, то у Президента одна роль: он глава всего в стране. Если государство - это организация, пусть даже с большими правами, в частности с правом собирать налоги, то у Президента совсем другая роль: он лишь глава организации. Но Конституция не уточняет, главой страны или организации является Президент. Поэтому Президент может решать сам, главой чего себя считать.

Важнейшие слова, которые употребляют представители общественных дисциплин, политики, а вслед за ними и школьные учебники, опасно полисемичны. Это не только уже упомянутые "собственность" и "государство". Это также "рынок", "имущество", "товар", "экономический", "социальный", "общественный", "монополия", "стоимость", "право".

Не только тавтологии, но и прочие языковые погрешности, которые мы сейчас рассмотрим, опасно размывают смыслы слов.

Недержание основания при классификации.

"Умные - направо, красивые - налево". Бедную обезьянку из известного анекдота такое разделение ввело в ступор: ей-то куда податься?

При классификации нужно выбрать какое-то одно основание и придерживаться его, не меняя по ходу классификации. Элементарный принцип, который нередко нарушают обществоведы.

Ученый - это всегда классификатор. Классификация требует тщательности. Плохая классификация может породить массу недоразумений. Обществоведы, подражая ученым, пытаются классифицировать объекты своего исследования.

Например, право собственности принято считать состоящим из трех других прав:
1. права владения,
2. права распоряжения,
3. права пользования.

При такой классификации нужны большие усилия для того, чтобы запомнить отличия этих прав и не принять владельца или распорядителя за собственника.

Воспроизводство общественного продукта (у обществоведов продукт называется "общественный" и в придачу "совокупный") принято делить на четыре стадии:
1. производство,
2. распределение,
3. обмен,
4. потребление.

При этом производство считается главной стадией. Здесь сразу несколько вопросов. Почему и в каком смысле производство считается главной стадией? Почему обмен не является частью распределения? Почему отсутствует стадия выделения?

Правоведы часто закрепляют за словом "обмен" слишком узкий смысл, а именно безденежный обмен. При таком узком понимании обмена многие забывают о том, что купля-продажа - это тоже обмен, но обмен с участием денег

Буквальное понимание тропов.

Тропы - это выражения, которые нельзя понимать буквально. Репины в своей книге обращают внимание на три вида тропов: метонимию, метафору, оксюморон.

Метонимия - это сокращение речи. Пример: взять Пелевина с полки. Естественно, речь идет о книге, а не о писателе.

Глава города - метонимия, употребляемая для того, чтобы не говорить длинно: глава администрации города. Однако многие, в том числе главы и руководители городов, регионов и стран, забывают о сокращении и начинают относиться к названию должности буквально. Многие граждане начинают требовать от руководителей страны действительного руководства страной, а многие руководители страны действительно начинают руководить страной, вмешиваясь в дела мирных граждан. Например, назначая им цены, по которым они должны покупать и продавать.

Метафора - это уподобление. Поэты называют закат кровавым не потому, что в нем кровь, а потому, что он красный как кровь.

Обществоведы говорят об общественном механизме или организме. Это метафора, её нельзя понимать буквально. Но во многих высказываниях прорывается буквальное понимание. Например, говорят о необходимости регулирования рыночного или хозяйственного механизма при помощи различных инструментов и рычагов. Например, финансовых.

Нельзя буквально понимать и такие выражения как народное хозяйство, национальный доход или продукт, международная торговля, национальные интересы. Хозяйство, доход и интересы бывают у только людей, но не у наций и народов. И торговать могут только люди, но не народы. Но многие забывают о том, что народное хозяйство это сумма хозяйств отдельных людей, что национальный доход это сумма доходов отдельных людей, что национальные интересы это совпадающие интересы людей данной страны. Они всерьез полагают, что народным хозяйством нужно управлять как реальным хозяйством, в котором мы все сохозяева, что национальным доходом нужно распорядиться как реально существующим и принадлежащим всем доходом. Они действительно полагают, что международная торговля, это такая торговля, до которой есть дело всем нам.

Буквальное понимание упомянутых метафор разрушает институт собственности, приватности. Человеческая жизнь все в большей степени становится объектом публичного, государственного контроля.

Оксюморон - это столкновение в одном выражении противоположных по смыслу слов. Пример: веселая грусть, нарядная обнаженность.

Оксюмороны мило смотрятся в поэзии. Но когда они присутствуют в политических программах или в законах - жди подвоха.

Общественная собственность - это оксюморон, когда этим выражением обозначают порядок, который придет на смену уничтоженной "частной собственности". Общественной собственности не бывает, как не бывает живых трупов и горячего снега. Но многие этого не знают и до сих пор пытаются воплотить то, чего не бывает.

У каждой науки есть свое средневековье

В современной химии нет школы, которая бы искала философский камень и методы получения золота из свинца.

В современной физике нет направления, которое бы занималось конструированием вечных двигателей или теоретическими основами такого конструирования.

Нет в наше время астрономов, которые бы настаивали на геоцентрической модели мира. А, следовательно, нет серьезных общественных движений, партий, политиков, которые бы проповедовали эти идеи и действовали бы в соответствии с ними.

Но так было не всегда. Когда-то правители держали у себя алхимиков, обещавших сделать золото из ртути или вечный двигатель из шестеренок и ремней, сцепленных особым способом. Когда-то спор о модели мира был политическим спором. Сейчас он перестал быть таковым, так как однозначно решен средствами науки.

Пока социальные дисциплины трудно относить к научным дисциплинам. Они пользуются цветистым языком, который хорош для политиков, но не годен для ученых, учителей и детей.

Нужно создавать научный язык для описания социальных явлений. Тогда спор о возможности достижения целей социализма и социального государства перестанет быть политическим спором уже при нашей жизни. Этот спор может быть решен средствами науки. Социальной науки.

Первые шаги в этом направлении делаются. И не только наука, но и образование может сыграть в этом важную роль. Наша работа по программе Репиных убеждает нас в этом.

Хороший вопрос - половина ответа, хорошая программа - половина дела

В программе "Основы экономических знаний. Терминомика и экономика" огромное внимание уделяется языку и логике. В результате даже дети начинают понимать причины происходящего и удивляться непонятливости взрослых. Потому как главная проблема взрослых при изучении имущественного общения - лукавство, обусловленное трудностью абстрагирования от собственных (прежде всего - материальных, денежных) интересов.

Занятия по терминомике и экономике ведутся в разных классах более чем в десяти школах городов Новокузнецк и Мыски. Программа "Основы экономических знаний. Терминомика и экономика" рекомендована областным Департаментом науки и образования для школ Кузбасса в качестве региональной.

"Отладка" программы четвертый год успешно проходит в нашей школе, которая является базовым учреждением ИПК по созданию учебно-методического комплекса к ней (программе).

Мониторинг показал, что уроки по терминомике и экономике имеют самый высокий рейтинг у малышей. В своих сочинениях об этих уроках дети пишут: "мама гордится, что я знаю больше, чем старший брат", "я стала умнее, я поняла, как работают банки".

Школьники средних, 5-8-х, классов изучают экономику: имущество семьи и фирмы, домашнее хозяйство и бизнес. В старших классах идут серьезные исследования, по-настоящему научные, в том числе на уроках. Школьники выступают на конференциях, имеют публикации (в международном учебно-методическом журнале "Экономика. Вопросы школьного экономического образования", Новосибирск).

Ежегодно с 1994 года Новокузнецкий Институт повышения квалификации, где работает Репина Н. А., проводит школьные экономические Олимпиады для новокузнецких и мысковских школьников при поддержке соответственно новокузнецкого и мысковского Комитетов образования. Олимпиадные задания составляет кандидат экономических наук Е. Н. Репин.

Полученные знания дети могут проверить на практике в уникальной игре "Чуродейство", где можно смоделировать даже выход из инфляции (см. Приложение к "Учительской газете" - "Открытый урок", №9 за 13 марта и № 10 за 20 марта 1997 года).

Успешность детей в олимпиадах, на конференциях, при поступлении в вузы достаточно характеризует результативность (эффективность) программы.

Главный же результат: изучив нашу программу, люди по-настоящему оценивают преимущества согласия, обучаются распознавать замаскированные формы насилия и обмана. Когда таких людей станет большинство, мы будем жить в процветающей стране. Потому что исчезнут многие современные проблемы: инфляция, безработица, массовые неплатежи и казнокрадство, государственный бюрократизм, огромные налоги. Ведь их логический анализ дает очевидные решения. Исчезнут основные причины для бунтов и революций. Многие политические споры потеряют актуальность и станут интересовать лишь историков, как потеряли актуальность споры о форме Земли, о ее месте в мироздании, о происхождении человека, об алхимических преобразованиях свинца в золото, о конструкции вечного двигателя.

И нужно-то для этого всего ничего: не подсовывать детям видимость знания.


Опубликовано:
http://www.ychitel.com/journal/journ05-01/journ05-01.html



 1. Хайек Ф. А. Пагубную самонадеянность. Ошибки социализм. - Пер. с англ. - М.: Изд-во "Новости" при участии изд-ва "Catallaxy", 1992. - С.184-205.

 2. Репина Н. А., Репин Е. Н. Программа "Основы экономических знаний. Терминомика и экономика" для общеобразовательной школы. 1-11 классы. 442 часа.- Новокузнецк, Изд-во ИПК. 1998. - 28 с. Опубликована также в: "Экономика. Вопросы школьного экономического образования". Международный учебно-методический журнал. - 1998. - № 2. - С. 10-18. - № 4. - С. 13-23.
В результате анализа языковых и логических ошибок Е. Н. Репин разделил экономику на две науки: собственно экономику - науку о хозяйствовании и терминомику - науку о взаимодействии хозяев, то есть об имущественных отношениях, о собственности. См. Репин Е., Репина Н. Этюды о собственности. Новокузнецк, 1996.

 3. См.: Репин Е. и Репина Н. Деньги. Фиаско экономических объяснений. - Новокузнецк, 1997. Или: Репин Е. Н., Репина Н. А. Деньги в их истинном значении. - М.: Школа-Пресс, 1999.